Московская область, г. Протвино, ул. Дружбы, д. 20 | Тел.: (4967) 74-48-44, (4967) 74-78-16 | e-mail: prtv_dshi@mosreg.ru
Учебное пособие для обучающихся в классе фортепиано
«Музыкальные странички для начинающих».
Авторы - Е.Э. Давиденко, И.Ю. Фадеева, заслуженные работники культуры Московской области, преподаватели Детской школы искусств г. Протвино.
http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=243373#FF1
Пояснительная записка к учебному пособию Давиденко Е.Э., Фадеевой И.Ю. « Музыкальные странички для начинающих»
В последние годы все большее число педагогов обращают внимание на проблему обучения детей дошкольного возраста. Раннее обучение игре на фортепиано имеет ряд значительных преимуществ: у маленьких детей пластичные мышцы, навыки координации движений легко формируются и закрепляются, так как еще неокончательно сформирована костно-мышечная система.
В этом возрасте отчетливо проявляются индивидуальные способности физического и интеллектуального развития памяти, внимания, фантазии, воображения. Приобщение к музыке с ранних лет позволяет своевременно обнаружить слабые стороны развития ученика, сделать процесс обучения нефорсированным, постепенным и спокойным.
Предлагаемый сборник рекомендуется для отделений раннего эстетического развития и подготовки детей к обучению в школе искусств. Цель настоящего пособия -- привлечь к музыке широкий круг детей дошкольного возраста, путем постепенного знакомства их с музыкальным языком и средствами музыкальной выразительности, овладения начальными навыками игры на фортепиано в доступной художественно увлекательной для них форме.
Авторы, подбирая материал, исходили из психологических особенностей маленьких детей: крупный шрифт, выбор формата (альбомный лист), цветные ноты, клавиши, множество красочных иллюстраций, подобранных к содержанию песенок.
В сборнике предложена комплексная система музыкального воспитания и обучения игре на фортепиано. Авторы предлагают на начальном этапе применять ритмические слоги (ТА, ТИ-ТИ) и отказаться от принятого счета вслух (раз-и, два-и), такой счет у детей ассоциируется с подсчетом количества нот в такте, а не с ощущением длительности их звучания, что мешает развивать чувства ритмической пульсации. Пьесы расположены в порядке постепенной возрастающей трудности. На первых уроках ребенок осваивает ритм простых стихов, попевок, запоминает клавиши и ноты. Мелодии даны в определенной последовательности: поступенное движение вверх, вниз, звучание тонов и полутонов, мажора и минора, трезвучий и т.д.
"Музыкальные странички" запоминаются на слух, зрительно, тактильно. С первых уроков необходимо использовать метод подбора по слуху и транспонирования, применяя теоретические знания: звукоряд, тоника, трезвучие и др. Авторы используют детскую символику для заданий по транспонированию песенок ("машинка с нотами").
Для создания более полноценного музыкального образа составители рекомендуют педагогу музицировать вместе с учеником, подбирая аккомпанемент к исполняемым песням. Учитывая любовь детей к ансамблевому музицированию, авторы предлагают в пьесах вторую партию, которую может исполнять не только педагог, но и ученик.
Большое внимание уделяется развитию музыкально-слуховых представлений. Основной вид работы -- игра по слуху и транспонирование выученных песенок от разных клавиш, в дальнейшем -- знакомство с тональностями и основными гармоническими функциями. Это позволяет развивать не только мелодический слух, но и гармоническое чутье.
Раннее обучение практической гармонии мыслится не как самоцель, а как необходимый компонент, органично сочетающийся с традиционными формами инструментального обучения. Начинается оно с тонического баса (Т-органного пункта на сильных долях), затем усложняется тонической квинтой ("бурдон"), которая дана в упражнении "Слоник". В дальнейшем можно использовать термин "Слоник" в заданиях по транспонированию: "Сыграй мне песенку в "Слонике ДО", то есть в тональности до мажор или минор". Данные навыки закрепляются транспонированием сначала от разных клавиш, затем в разных тональностях. Занятия с детьми практической гармонией, подбором на слух, транспонированием вызывает у детей интерес, позволяет им более полно проявить себя в музыке. Отмечается интенсивное развитие слуха у детей, все ребята хуже или лучше подбирают по слуху, ориентируются на клавиатуре, в тональностях, прогрессивно развивают навыки чтения с листа и приходят в 1 класс хорошо подготовленными к занятиям не только в классе фортепиано, но и в классе сольфеджио. Таким образом, осуществляется межпредметная связь в классах фортепиано и сольфеджио.
Е.Э.Давиденко, И.Ю.Фадеева
ЗВУКИ НИЗКИЕ, СРЕДНИЕ И ВЫСОКИЕ | |
ЗВУКИ ДЛИННЫЕ И КОРОТКИЕ | |
Ритмические упражнения | |
Приказы пальцам. Фокус-покус | |
АППЛИКАТУРА. Шесть котят | |
КЛАВИАТУРА. Калинка-малинка | |
РАДУГА. Нота | |
Нота МИ | |
ФА -- СОЛЬ | |
Нота ЛЯ | |
Нота СИ | |
Нота До | |
ДИЕЗ. БЕМОЛЬ. Транспорт | |
Нота РЕ | |
ФОРТЕ. ПИАНО. Дождик | |
Та-та, два кота. Полька | |
ТОНИКА. МАЖОР, МИНОР. Серый кот | |
Как под горкой. Восьмое марта | |
ЗВУКОРЯД | |
Артоболевская. Вальс собачек | |
Пирожки | |
Песенки для подбора по слуху | |
ТАКТ. ЗАТАКТ. РАЗМЕР. Кукушка. Зверь | |
Василёк. Как под горкой | |
По грибы. Цыплята | |
ШТРИХИ. Баба-яга. Киска | |
ДЛИТЕЛЬНОСТИ. ПАУЗЫ. Подружки | |
Заинька. Ручеек | |
Маленькая песенка о большом дожде | |
ЛЕГАТО. Утро. Осень | |
СКРИПИЧНАЯ---БАСОВАЯ СТРАНА | |
Совушка. Лепёшки. Солнышко. Пошёл кот | |
Цветики. Соловей. Зайка | |
Как у нашего кота. Упражнение | |
Во саду ли, в огороде. Казачок | |
ХОДИТ СЛОН. Прозвенел звонок | |
А мы просо сеяли. Петушок | |
Пастушок. Серенькая кошечка | |
Петя-барабанщик. Дразнилка | |
Вдоль да по речке. Корова | |
Упражнение. Украинская народная песня. Веселые гуси | |
ПОЕМ И АККОМПАНИРУЕМ. Паровоз | |
ДОБАВОЧНЫЕ ЛИНЕЙКИ. В облачные перышки | |
Очень скучно | |
ТРАНСПОНИРУЕМ МАЖОР. Едет воз. Дили-дон | |
Песенки для подбора по слуху | |
ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ. Листопад. Лошадка | |
Федорок. Снег идет | |
СТАККАТО. Скок-скок. Серая коза | |
Пони звездочка | |
Ходит Зайка. Курочка | |
Три поросенка. Дождик | |
ТРАНСПОНИРУЕМ МИНОР. Во поле береза. Миновало лето | |
РИТМ ТАЙ-ТИ | |
Калинка. Две тетери | |
А я по лугу. Вороны | |
АНСАМБЛЬ. В. Моцарт. Тема с вариациями | |
Е. Гнесина. Этюды. Мелодия | |
Осенняя песенка. Журавель | |
По малинку. Серенький козлик | |
Труба. Ехали медведи. Этюды | |
Серенькая кошечка. Песенка без слов | |
ШЕСТНАДЦАТЫЕ. Этюд. ЭХО | |
ДОМИНАНТА В МАЖОРЕ. Серенький козлик | |
Серенький козлик. Летят над городом гуси | |
ИНТЕРВАЛЫ. Где ты, Лека? Едет паровоз | |
Труба и барабан | |
ДОМИНАНТА В МИНОРЕ. В траве сидел кузнечик | |
К. Черни. Этюд. Первые буги | |
Т-Д6 в мажоре. Маляр. Лягушки | |
Тень-Тень. На горе-то калина | |
Е. Гнесина. Песня. Балалайка | |
ПЕДАЛЬ. Этюд. Мишка с куклой | |
Е. Гнесина. Этюд. Про елочку | |
t-Д6 В МИНОРЕ. В сыром бору тропина. Калинка-малинка | |
Со вьюном я хожу. Сел комарик | |
Китайский мальчик | |
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА | |
Яничек. Маленькая Юлька | |
И. Беркович. Этюды | |
Определи тональность и подбери Т-Д6 |